Грех

Бабушка достаёт из духовки пирог, а маленькая внучка так и вертится у неё под ногами.

- Обожжёшься! – сердится бабушка – Отойди от греха подальше!

Но внучке не терпится:

- Ну, пожалуйста, бабушка! Ну, можно мне хоть маленький кусочек греха!

Как часто в устах младенца даже, казалось бы, совершенная нелепость вдруг обретает неожиданно глубокий смысл, и, чуткий к подобной премудрости, К.И. Чуковский не даром включил этот эпизод в свою замечательную книжку «От двух до пяти». Ведь и мы с вами, взрослые и многоопытные люди, так часто употребляем слова и понятия, будучи знакомы с их смыслом лишь отдалённо или понаслышке. Причём, постепенно эта наша неразборчивость становится едва ли не нормой, а подчас даже входит в пословицы и поговорки. Ну, скажите, какой, например, смысл в следующей фразе: «Половина церкви уже откровенно дремала, когда проповедник, наконец, с грехом пополам закончил свою проповедь»? О каком таком «грехе» здесь идёт речь? И, если проповедь была «с грехом пополам», то из чего она состояла на вторую половину?

Смех – смехом, а ведь и на самом деле не многие из нас, вероятно, задумывались над значением этого слова. Тем более, что само-то оно – далеко не из приятных. Одно дело – порассуждать о таких понятиях как «благодать», «любовь», «спасение», «доброта», когда у каждого есть, что с удовольствием вспомнить, и каждому есть, чем (не без скрытой гордости) поделиться. И проповеди на такие темы слушать гораздо приятнее: даже если не за самого себя радуешься, то хоть за других. И совсем другая история, когда проповедник вдруг касается одной из вот таких «трудных» тем и предлагает нам обратиться к чему-то такому в нас самих, о чём мы не только что в публичных местах, типа церковного собрания или семейного круга, а и наедине-то с собой стараемся пореже вспоминать. А раз мы об этом не вспоминаем, не говорим и не проповедуем, то всего этого неприятного и нехорошего как будто бы даже и меньше становится, правда? А, кроме того, ну, зачем людям праздничное воскресное настроение портить? 

«Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем, им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни» (В.В. Маяковский)

Недавно наш пастор, предварил свою проповедь словами: «Сегодня я вам дам отведать немного твёрдой пищи», – имея ввиду, конечно, пищу духовную. Так вот, продолжая эту традицию, мне хочется предложить вам отведать немножко острого и, возможно, солоноватого на вкус. Ну, согласитесь, нельзя же всю жизнь питаться одними пирожными да разжиженными кашицами. Давайте попробуем наши зубы и желудки на чём-то чуть-чуть более серьёзном. И потом, раз даже маленькой девочке было не страшно попробовать «хоть маленький кусочек» этого самого «греха», то нам и тем более нечего бояться, так ведь?

И приступим мы к этому самому неприятному слову с самой безопасной стороны – просто прочтём его определение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Вот, как звучит его истолкование: «грех – м., поступок, противный закону Божию; вина перед Господом». Готовясь к этой проповеди, я перерыл не один и не два толстенных тома по систематическому богословию и всякого рода справочной литературы, где кропотливо и многоречиво рассматривался смысл, исследовалось содержание и происхождение этого понятия, но, как мне показалось, никто, ни по-русски, ни по-английски, не выразил его так точно, кратко и ёмко, как Даль. И дело тут, видимо, в том, что был он человеком глубоко верующим, а, следовательно, знакомым с содержанием этого понятия не по учебникам и пособиям, и даже не по преданиям и литературной народной традиции, а по своему личному духовному опыту, основанному на Слове Божием и живом молитвенном общении с Господом.

А для контраста позвольте мне привести совсем другое определение из совсем другого источника совсем другой эпохи – «Словаря русского языка» под ред. акад. С.И. Ожегова 1960 года, т.е., что называется самого «расцвета упадка»: «Грешить – 1. у верующих: совершать грехи (устар.); 2. нарушать какие-н. правила, противоречить чему-н.». Согласно этому, с позволения сказать, «толкованию», грех во времена Советской власти «устарел» и распространялся уже только исключительно на верующих. Все же остальные, даже если по политической своей отсталости и согрешали, то уж, конечно, не против Бога, а – «против каких-нибудь правил», очевидно, всё равно каких. Вот так, из нашего языка и из нашей жизни (а язык – это отражение и выражение нашего реального жизненного опыта) выхолащивалось первозданное и истинное представление о грехе, почерпнутое нашими предками из Святого Писания и жизни с Господом. Вот, как раз против такого, пустого и бессмысленного, употребления этого слова я и хочу нас всех уберечь.

При этом, самое печальное для нас, иммигрантов, заключается в том, что этот же процесс, но только не под алым коммунистическим стягом, а на волне так называемой «политической корректности» коснулся и английского языка, на котором говорят наши дети. Во вполне современном словаре Уебстера, например, слово «sin» трактуется двояко: причём, первое значение – вполне «совковое», и только второе ещё сохраняет в себе духовное содержание этого понятия. Попросите ваших детей найти эти слова в их школьных словарях и сами убедитесь в том, чему эти словари их учат.

Вернёмся, однако, к словарю Даля, а ещё лучше – к самому первоисточнику Божественной премудрости – Библии. И первое, что мы сразу должны отметить, это – то различие, которое проводится между понятиями «греха» и «грехов». Казалось бы, всё очень просто: грех – один, грехов – несколько. Однако, ещё со времён Ветхого Завета в языке евреев выработались представление гораздо более сложное, и потому более точно отражающее и многосложность мира, сотворённого Богом. Грехами с тех самых незапамятных времён назывались отдельные действия и решения, предпринимаемые людьми и оказывающиеся «противными Закону Божию», противоречащими Божию замыслу. Самые святые из нас, тем не менее, допускают ошибки, поддаются слабости, подчиняются силе обстоятельств. Вольно или невольно, умышленно или машинально, в большей или меньшей степени, чаще или реже все мы совершаем те или иные грехи или, может быть, лучше назвать их – прегрешения. Причём, являются они таковыми объективно, т.е., независимо от того, насколько сознательно мы их совершаем, насколько ясно мы сами отдаём себе отчёт в греховности этих своих действий.

Ефес. 4:17-19

Поэтому я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности своего ума, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения их сердца. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Евр. 9:6-7

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Т.е., неведение Божественной воли и Его Закона не может служить для нас с вами оправданием в совершении прегрешений, ибо является, по сути, отказом знать Его волю и следовать ей. Как часто приходится нам слышать людей, пеняющих на то, что знай они в точности волю Божию, так уж тогда ни за что бы не ошиблись, т.е., по существу упрекающих Господа в Его неспособности вразумительно и ясно сообщить Свою верховную волю им, якобы, алчущим и страждущим услышать её и безропотно повиноваться ей. Как часто за этим скрывается, на самом деле, боязнь того, что Божия воля может не вполне совпасть с нашими собственными планами и пожеланиями. Вот, именно за такое «неведение народа», прямо и без обиняков называемое здесь грехом, иудейский священник приносил ежегодную жертву. Причём, заметьте, о себе он тоже при этом не забывал, даром что – священник. Таким образом, первым и весьма распространённым значением греха является неведение (греч. agnoeo – ср. агностик – человек не верящий в возможность познания мира и Бога) или прикрывающееся неведением не нежелание следовать воле Божией.

Другое, значение слова «грех» или глагола «грешить», из наиболее часто встречающихся в Ветхом Завете, восходит к наиболее распространённому ремеслу ветхозаветного Израиля – скотоводству, и переводится оно как «заблудиться, потеряться, сбиться с пути», как это часто случалось с овцами нерадивых пастырей, которые...

Езек. 34:4

Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.

Горе таким пастырям, но и заблудшим, т.е., совершающим грех заблуждения, не позволено будет более блуждать, где им заблагорассудится.

Езек. 34:16

Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по праведности.

Мы совершаем ошибки, но Господь уважает за нами это наше право на свободный выбор пути. Одни – следуют за Пастырем, даже когда Он ведёт их через каменистые и пустынные места. Другие, не видя ничего, кроме пучка зелёной травы перед своим носом, нагуливают бока и совершенно забывают или отказываются следовать Его зову и вдруг обнаруживают себя не просто посреди пустыни (это было бы ещё полбеды), но – совершенно потерянными, заблудшими и не ведающими Пути истинного.

Третье из наиболее часто встречающихся значений слова «грех», тесно связанное с двумя предыдущими – «неведения» и «блуждания» (заблуждения) – выражается чрезвычайно ёмким русским словом «непослушание»:

Рим.5:19 

Ибо, как непослушанием одного человека многие сделались грешными, так и послушанием одного многие сделаются праведными.

Евр. 2:2-3:

Поэтому мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твёрдо, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, то как мы избежим... (наказания).

Грех непослушания включает в себя как бы два компонента: слышания и следования – каждый из которых необходим, но при этом – не самодостаточен. Поэтому так важно, чтобы наши дети, слушаясь нас: во-первых, слышали, что мы им говорим, понимали смысл и содержание того, что мы от них просим или требуем; и, во-вторых, исполняли то, что они услышали. Пренебрегая первым, т.е., требуя исполнения без понимания, мы превращаем их в роботов, подневольных рабов, не отвечающих за свои поступки. Пренебрегая вторым, т.е., не добиваясь следования нашим требованиям, мы поощряем в них безответственность и непочтительность к закону и родительской воле, без которых оказываются совершенно невозможными нормальные взаимоотношения и с Отцом Небесным. Не даром же Господь заповедал евреям дважды каждый день их жизни произносить молитву, начинающуюся словами «Шма, Израэл», т.е., «слушай, Израиль», а точнее, «слушайся, Израиль», дабы не впал избранный народ в этот самый грех непослушания – «неслышания» или «неследования» Его всевышней и всеблагой воле.

Ещё одно значение слова «грех», встречающееся в Ветхом Завете более 600 раз, так трудно поддаётся переводу, что, например, в греческой Библии оно переводится в зависимости от контекста 32 разными словами. Наиболее часто (более 300 раз) ему соответствует слово, означающее, буквально, «промашку», «непопадание в цель», или, как сказал Вини Пух: «не то, чтобы совсем не попал, а не попал – в шарик», т.е., достижение неправильного результата. Вместо целей и замыслов Божиих, мы направляем свои усилия на достижение других, может быть, тоже очень привлекательных и вполне оправданных обстоятельствами целей. Вместо следования Его воле, мы предаёмся, может быть, совершенно безобидным и, по крайней мере, внешне благородным занятиям. Вместо достижения результатов, которых ожидает от нас Господь, мы устремляемся к, может быть, тоже весьма почтенным и престижным в глазах окружающих целям. Ведь, наверное, почти никто и никогда не совершает зло, исключительно потому что оно дурно, неприятно и болезненно – по большей части мы грешим из самых на наш взгляд лучших побуждений. Не зря ведь говорится, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». Дело не в том, насколько благими наши намерения или наши поступки являются в наших собственных глазах, но исключительно в том, насколько они совпадают с Божией волей и Его замыслом. Древние греки, с их культом атлетизма и спорта, не зря выбрали именно эту, хорошо знакомую им, аналогию: сколько бы мишеней мы не ставили, и сколько бы из них мы ни поразили, в зачёт нам пойдут только стрелы, поразившие ту единственную мишень, на которой стояло наше имя. Все остальные растраченные стрелы – не важно, попавшие или не попавшие в другие мишени – только добавляют нам штрафных очков, ибо являются грехами в глазах верховного Рефери.

Не менее знакомы были эллины со всякого рода юридической терминологией, насаждая свой закон и свою власть по всей обширной Римской Империи. Отсюда и ещё одно из значений слова «грех» – «преступление, нарушение закона или беззаконие». Причём, грех этот относился в равной степени и к евреям, жившим под Моисеевым Законом (Торой), и к не евреям – жившим по закону совести, написанному Господом в сердцах их. Т.е., опять-таки, будь мы иудеи или язычники, называй мы себя христианами или атеистами, грех беззакония распространяется на нас в совершенно равной степени.

К Римлянам 2:10-15

Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона (Торы), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую).

Апостол Павел, воспитанный в иудаизме и получивший образование в эллинской школе, постоянно обращается именно к этому образу при описании греха отдельного человека или целого народа. Я заметил, что для американцев, живущих в стране, зиждущейся на уважении к авторитету Конституции и закона, эта «юридическая» метафора представляется наиболее простой и естественной. По моим наблюдениям, на нашего брата-иммигранта из Союза, выросшего посреди тирании и беззакония, этот образ не производит большого впечатления: закон, дескать, для того и создан, чтобы его обойти или, ещё лучше, обратить к себе на пользу, но совсем не для того, чтобы им выверять свою жизнь, свои поступки, мотивы и решения. Даже закон совести, «написанный в наших сердцах», мы не без помощи всякого рода социологии, психологии и биохимии попытались свести к простой защитной реактивности организма на окружающую среду. Удобно? Пожалуй. Только вот одна беда: Дух Божий не даёт покоя Своими упрёками, и жизнь превращается в бесконечную гонку от собственной совести. Можно сколько угодно публично и громогласно отрицать существование Закона Божия, но наедине с самим собой человек неминуемо и неотвратимо приходит к осуждению своего беззакония, т.е., осознанию совершённого им греха.

Какая же может быть у человека на это реакция? Хотелось бы, конечно, чтобы она всегда была признанием во грехе и раскаянием; но, увы, нисколько не реже дело оборачивается, наоборот,  упорством и неповиновением, т.е., мятежом против Бога.

Ис. 1:2

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

Ezek. 2:3

И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к народу Израиля, к непокорным людям, которые возмутились против Меня..

Этот образ греха-неповиновения, возмущения и мятежа был и остаётся свойственным в особенности тем культурам и народам, на которые благословение Божие изливалось в течение значительного времени, и которые, вследствие этого, стали воспринимать его как должное, как положенное им по праву, как само собой разумеющееся. Это, как мы видим, было свойственно древнему Израилю в некоторые периоды его истории. В настоящее время мятежом против воли Божией охвачена большая часть Европы, и у нас на глазах этот грех начинает проникать в Новый Свет и распространяться в Америке. Господь «воспитал и возвысил» её сыновей, даровав им могущество и благополучие, а они всё чаще и чаще поднимают на Господа свои голоса, пытаясь изгнать Его из своих семей, домов, школ, общественных мест и государственных учреждений. Это и есть – грех мятежа и неповиновения.

…От которого, в свою очередь, рукой подать до греха, свидетелями которого мы с вам также являемся всё более и более здесь в Америке: изгнав даже само упоминание о Боге из своей жизни, люди теряют всякую ориентацию во времени и пространстве, а, главное, в своём моральном и нравственном стоянии. Ведь если нет абсолютной точки отсчёта, абсолютной ценности и абсолютной истины, то любое самое извращённое действие или решение, в достаточной мере распространившись, начинает казаться вполне приемлемым и даже нормальным. Это – грех извращения, искривления и искажения воли Божией, творения Божия и самого образа Божия, когда вместо следования Его заповедям мы сами начинаем изобретать свои собственные законы, вместо благодарности за дарование нам жизни мы сами берёмся решать, кому из младенцев появляться на свет, а кому – нет, вместо прославления имени и образа Божия всем своим существом и всей своей жизнью, мы начинаем сами творить себе богов по собственному образу и подобию. К чему это ведёт? Не надо гадать, можно просто прочесть об этом на страницах Писания.

Притчи 12:8

Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

Осия 5:1-3

Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд... Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился.

Осия 14:2

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего.

Мрачная картина? Неприятный вкус во рту? Значит я добился того, чего хотел: образ греха как раз и должен вызывать в людях такую реакцию. Впрочем, до сих пор мы с вами говорили лишь об одном из двух значений этого слова – о грехах, прегрешениях, т.е., о тех поступках, которые мы совершаем, не ведая Его замысла, не следуя за нашим Пастырем, нарушая Его Законы и заповеди, восставая против Его воли, не достигая поставленных Им целей, извращая и искажая Его образ. Всё это, по В.И. Далю – «поступки, противные Закону Божию». Но ведь есть ещё и второе значение слова «грех» – «вина перед Господом», т.е., то состояние нашей души, в котором она предстоит Богу, та ответственность, которую мы несём за свои грехи: поступки, слова и решения. Это различие чрезвычайно важно, и не случайно поэтому, что и евреи, и греки так строго и последовательно соблюдали его в Писании – ведь руками и тех, и других водил один и тот же Автор.

Понятно, что совершая грехи (прегрешения), мы тем самым становимся грешны перед Богом, подобно тому, как, например, простудившись, мы становимся больны, а, взяв денег взаймы, становимся должны.

Ин. 8:34

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

Иак. 4:17

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Рим. 6:23

А возмездие за грех – смерть.

Но почему же тогда мы не получаем этого возмездия немедленно по совершении греха? Солгал – и тут же умер. Украл или богохульствовал – и не сходя с места скончался. Как говорят об одном горемыке-проповеднике, обратившемся к собранию со словами: «И если я лгу, то пусть у меня тут же язык отсох...». На самом деле, возмездие наступает мгновенно: соделавшему прегрешение человеку его грех вменяется в вину, отлучающую его от Бога. С этого мгновения человек этот для Бога – мёртв, т.е., имеет не больше прав на Его сочувствие, любовь и заботу, чем любой другой неодушевлённый предмет. И если бы не Христос, то, вероятнее всего, люди бы действительно умирали у нас на глазах гораздо чаще, вдруг оказавшись лишёнными Его защиты. Однако, в том то и дело, что Он полюбил нас, и «умер за нас, когда мы были ещё грешниками», таким образом, даровав нам возможность раскаяния в совершённом нами грехе ещё до того, как он полностью завладеет нами. Именно благодаря этому различию между грехом-поступком и грехом-состоянием мы получаем шанс выжить в этом полном искушений мире. Как каждый из нас распоряжается этим шансом – совсем другое дело, но...

1-е Иоанна 1:7-9

Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Слава Ему за это! Впрочем, эта милость Божия «прощения и очищения» относится лишь к тем, кто «ходит во свете, подобно как Он во свете», т.е., вместе с Ним, рядом с Ним, душа в душу с Ним. Только для живущих с Богом в сердце и готовых к немедленному раскаянию за совершённый грех эта разница – между прегрешением и грехом – играет роль. Для людей же неверующих в Бога, отрицающих заботу и жертвенную любовь Христову, любое даже самое на их взгляд малое прегрешение – ошибка, промашка или проступок – может оказаться роковым.

Но, чтобы не заканчивать на такой мрачной ноте, замечу, что в словаре В.И. Даля, встречается также слово «грехоспасительный - спасающий, очищающий от греха», а в словаре академика Ожегова этого слова нет. А жаль, казалось бы, образованный человек был.

Аминь.