Жатва

У меня очень немного времени и очень обширная и важная тема – жатва. Однако, как говорится в одной, кажется, итальянской поговорке: "Когда Господь создавал время, Он создал его ...достаточно". Жаловаться на недостаток времени, на мой взгляд, так же бессмысленно, как было бы хвалиться тем, что у нас его изобилие. Ни убавить, ни прибавить, ни ускорить, ни остановить, ни скопить в банке, ни взять взаймы друг у друга время мы не можем. Господь наделил каждого из нас и всё человечество в целом этим великим достоянием в точном соответствии со Своим замыслом. Он учредил определённые промежутки времени для каждого события и по милости Своий даровал нам знание об этом и в Своём общем откровении, и в особом откровении. Общее откровение, это – то, что людям дано наблюдать непосредственно, в природе и истории: смену дня и ночи, смену времён года, рождение и затухание звёзд и рождение и угасание цивилизаций. Но кроме того, о времени и временах говорит нам Господь и в Своём особом откровении – Библии. Самые первые стихи книги Бытия посвящены учреждению этого великого порядка смены времён: "Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов".

Одним из таких времён Господь учредил время жатвы. Более семидесяти раз встречается это понятие в тексте Библии, и, что любопытно, менее десяти раз – в своём буквальном смысле: как определённое время в сельскохозяйственном цикле, когда собираются плоды, и, таким образом, на время заканчиваются полевые работы. Заметьте, сбору урожая и связанным с этим празднованиям уделяется – седьмая часть – довольно значительное место. В 9 главе 3 стихе Книги пророка Исаии говорится: "Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи". Или в Книге Исхода, 23 глава 16 стих: "Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою". Жатва это – время радостного благодарения Господу за Его щедрость и заботу о нас с вами.

Этим значением, однако, далеко не исчерпывается библейское понятие жатвы. Давайте прочтём из Книги Откровения, глава 14 стих 15: "И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела". О какой жатве здесь идёт речь? Хороший вопрос. Я рад, что вы спросили. И я особенно рад, что на большинство вопросов, которые у нас возникают при чтении Библии, сама же Библия даёт нам ответ: "Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Евангелие от Матфея, глава 13 стих 39). Оказывается, жатва в библейском понимании этого слова это – не только и не просто окончание сельскохозяйственного года и пожатие плодов вложенного труда. Это также и время подведения итогов нашей жизни. Это – время, когда нам следует задуматься о грядущей великой жатве, когда добрый плод будет представлен пред Божии очи, а недобрый – брошен в огонь. Жатва, таким образом, это – праздник Великого Суда и всеобщей справедливости. Заметьте, что большинство наших с вами праздников обращают нас в прошлое, напоминают нам прошлых событиях в человеческой или священной истории: на Рождество мы вспоминаем о пришествии в мир Христа-младенца почти 2000 лет тому назад, 4 июля в Америке празднуется принятие этой страной в 1776 году Декларации Независимости, и так далее. Праздник жатвы, в этом смысле, отличается именно тем, что, кроме воспоминания о прошедших милостях Божиих, празднуется событие, ещё не наступившее. Если на праздник мы обычно вспоминаем о том или ином событии, то в данном случае это, как бы, воспоминание о будущем. Впрочем, это только с нашей, ограниченной, человеческой точки зрения, великая жатва ещё не наступила. Для нашего Господа, Великого Творца всех времён и всей истории, события нашего будущего не представляют ни малейшей тайны, и Он по великой Своей милости делится с нами той частью этого знания, которую мы по немощи своей в состоянии вместить и постигнуть нашим рассудком. Праздник жатвы – часть этого Божественного откровения, приготавливающая нас к тому, что грядёт вскоре: "Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве," – читаем мы в Евангелии от Иоанна, в главе 4 стихе 39. Жатва это – праздник-предупреждение: бойтесь, чтобы воскликнуть вам горько вслед за пророком Иеремией: "Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены".

Итак, праздник жатвы в первом смысле – как благодарение за Божию милость и заботу – обращён в прошлое. Второе значение праздника – напоминание о грядущей великой жатве – обращено в будущее. Что же остаётся? Правильно – настоящее. И ему, настоящему, посвящено третье значение нашего сегодняшнего торжества. И, как всегда, давайте посмотрим, что об этом пишется в Библии. Откройте, пожалуйста, Евангелие от Матфея, главу 9 со стиха 38: "Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". О какой жатве здесь идёт речь? О прошлой или о будущей? О настоящей, о той, в которой нам с вами уготована самая действенная роль. Помните, в первом случае мы с вами были лишь получателями её плодов. Во втором – сами будем пожинаемыми плодами. В жатве настоящего дня Господь хочет видеть нас Своими работниками – "делателями". Оказывается, быть Христианином – мало. Оказывается, у Христиан есть особое дело в этой жизни, называемое жатвой. Читаем далее в у Марка, глава 4 стих 26: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва". Господь зароняет в души людей драгоценное семя веры, и оно прорастает сокровенно и незаметно, пока не настаёт время жатвы. И тогда, Он немедленно посылает серп, чтобы этот плод был пожат. Обратите внимание на это слово – "немедленно".  Это значит – сейчас, сегодня, в настоящее время. Этот драгоценный плод принадлежит Ему – Великому Сеятелю, и Он не хочет, чтобы этот плод – спасённая человеческая душа – пропал или был украден, по нерадивости жнеца. Будем же достойными Его жнецами – "делателями"! А это значит, что нам следует не только с благодарностью принимать Его дары, и не только с трепетом и верой ожидать Его суда, но и каждый день и час трудиться на Его ниве, призывая к вере, покаянию и спасению тех, в ком Господь зародил и прорастил зерно Своей милости и любви.

И, чтобы не быть голословным, я хочу призвать тех из присутствующих на нашем празднике, кто по той или иной причине откладывает, этот важный шаг в вашей жизни – признание Христа своим Богом, Господом и Спасителем: помните об этих трёх значениях жатвы! Возблагодарите Бога за всё, чем Он щедро благословил вас в вашей жизни. Устрашитесь грядущего суда! И призовите Христа, Господа и Спасителя в своё сердце.

Аминь.